Четверг, 24.05.2018, 08:59 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

Главная » Статьи » Техники

Возможности интерактивного общения в обучении
Тема: « Возможности интерактивного общения в обучении»
 
Инновации в образовании необходимы для развития системы образования. В идеале человек в рамках образования должен встать на путь сознательного и ответственного выбора тех способов мышления и действия, которые способствуют сохранению жизни, культуры и природы. Цели и назначение современного образования не должны ограничиваться традиционным представлением: образование - это усвоение определенной суммы знаний, основанной на преподавании фиксированных предметов и дисциплин, закрепленных в Госстандартах подготовки специалистов. Сторонники инновационного подхода в образовании считают, что основой современного образования должны являться не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, такие как инновационные методы рефлексивного характера. К таким методам следует отнести интерактивные методы обучения. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо. Таким образом, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Роль педагога и учащегося меняется в интерактивном общении:
      • учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
      • роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
      • он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
      • учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
      • источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
      • процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
Итак, с чем может взаимодействовать учитель или ученик?

Учитель - Ученик

Учитель - Компьютер - Ученик

Учитель - Интерактивная доска (локальный ресурс) - Ученик 

Учитель - Интернет (внешний ресурс) - Ученик 
  • Компьютер - Интерактивная доска
  • Компьютер - Интернет
  • Интернет - Инетактивная доска


Интернет
Давайте рассмотрим вариант интерактивного общения с Интернет на площадке, например. сайта www.openclass.ru Что может создавать и использовать учитель для более эффективного использования интерактивных форм, методов, приемов?
      • Интерактивные рабочие программы по предмету;
      • Интерактивные уроки с выходом в сеть Интернет.
 
Способ: НИТИ-методика (новые информационные технологии и Интернет) Это методика использования новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов.
 
НИТИ-методика это методика проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Она содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему. 
 
Структура НИТИ-методики:
      • ФИО автора
      • Предмет
      • Класс
      • Название курса
      • Название темы
      • Роль и место данной темы в курсе
      • Основные вопросы темы
      • Перечень уроков
      • ЦОР (гиперссылка) и компьютерные программные средства
      • Оборудование/средства обучения
      • Использование компьютера при подготовке к уроку (создание презентации, кроссворда, теста, дидактического материала и др.)
      • Ожидаемые результаты обучения
 
Каковы же средства ОК (Открытый класс), позволяющие создавать такие интерактивные методические продукты? Это:
      • WIKI – страница
      • Авторский конспект урока с гиперссылками
 
Есть еще замечательные средства, это: 
      • Экспертная оценка, заложенная в ОК
      • Форумы
      • Комментарии
      • Внутренняя и электронная почта
 
И все это для:
      • Интерактивного общения учителей (творческие группы, семинары, конференции, мастер-классы, профессиональные конкурсы и др.)
      • Интерактивного общения в процессе обучения учащихся (сетевые проекты изучения темы, урок и др.)
 
ИД (интерактивная доска)
 
ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Инструментарий, заложенный в ИД позволяет использовать доску как экран, как монитор, Многие учителя предметники разрабатывают свои приемы работы с ИД на основе , например таких инструментов, как:
      • ПЕРО – как обычная ручка, есть выбор цвета, толщины, типа линии.
      • КАРТИНКИ – установить рисунок из папки
      • ЗВУКО - и ВИДЕОФАЙЛЫ + инструменты ИД
 
А теперь давайте рассмотрим с кем, и каким образом мы организуем интерактивное общение. Для начала познакомимся со структурой интерактивного урока (схема Колба)
      • Мотивация – 10%
      • Закрепление (повторение пройденного) - 20%
      • Изучение нового материала – 50%
      • Оценивание – 10% 
      • Подведение итогов (дебрифинг)– 10%
 
Интерактивный урок выстраивается на диалоге и полилоге, поэтому если класс численностью более 20 человек, то оптимально организовывать работу в группе для более продуктивной работы

При проведении интерактивного урока акцент делается на изучение и понимание нового материала, видения, мнения, факта и т.д., а формой организации интерактивной деятельности является работа в малой группе, обучение в сотрудничестве. Внутри группы учащиеся могут выполнять, например, следующие роли:
      • фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);
      • регистратор (записывает результаты работы);
      • докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);
      • журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);
      • активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);
      • наблюдатель (анализирует эффективность работы группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);
      • хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).
 
Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует менять ролями.
 
Пространственное расположение группы: «круг», «два круга (большой и маленький)», «елочка», «живая линия», «дебаты», «четверка».
 
Организация межгруппового общения:
      • Совместно – индивидуальная. Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)
      • Совместно – последовательная. Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)
      • Совместно – взаимодействующая. Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)
 
Технологии, методы, приемы, используемые в интерактивном общении:
      • Метод обучения в сотрудничестве;
      • Кейс-технология;
      • Проектный метод;
      • ТРКМЧП;
      • Французская педагогическая мастерская;
      • Технология «Дебаты» и др.
 
Приемы:
      • «Аквариум»
      • «Автобусная остановка»
      • «Дискуссия»
      • «Шесть шляп мышления»
      • «Карусель»
      • «Инцидент»
      • «Мозговой штурм»
      • «Один – вдвоем - все вместе»
      • «Ролевая игра»
      • «Дерево решений»
      • «Ажурная пила»
      • «Мозаика»
      • «Говорящее колесо»
      • «Окружаем мудреца» и др.
 
Отметим эффекты, которые позволяет достигать применение технологии интерактивного обучения: Учащийся становится субъектом образовательного процесса;
      • Происходит процесс формирования УУД (универсальных учебных действий): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;
      • Интерактивное обучение с применением техники соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
 
Положительные моменты интерактивных методов по Е.Л. Марковой.
 
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы.
Суть интерактивных методов обучения - в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие. Интерактивные методы обращаются к субъектному опыту обучающихся и помогают им в процессе обучения освоить свои способы открытия социального опыта.
 
Положительные моменты интерактивных методов по Л.Н.Куликовой.
 
Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
      • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
      • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
      • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
      • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
 
Ну а в заключение давайте вспомним Притчу о Хадже Насреддине. Найдите фразу, отображающую суть интерактивного общения.
 
Пришел однажды Хаджа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел. На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел. На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть - нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел.
 
Ермолаева Кристина Алексеевна, 
учитель русского языка и литературы высшей категории
 МАОУ СОШ "Комплекс "Гармония" Великого Новгорода
Категория: Техники | Добавил: зигзаг (06.07.2011)
Просмотров: 3730 | Теги: педтехники | Рейтинг: 5.0/20
Меню сайта
Категории раздела
Техники [7]
Приемы, методы и технологии, которые существуют давно, но массовое внедрение получили сегодня
На заметку [3]
Профессиональные находки
Педвидео [3]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0