Суббота, 17.11.2018, 00:55 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

Главная » Статьи » На заметку

Проектирование урока
Проектирование урока, направленного на формирование УУД

октябрь 2010

Новый учитель…, новый ученик…, новый урок…. Какой он? В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». 

Актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосо-вершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тес-ной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Как же сделать так, чтобы учитель понимал и помнил, что теперь ЗУН – это средство обучения, а цель – это УУД, т. е.  умение учиться?

Самым сложным оказалось, это научиться ставить перед собой на урок новую цель. В своей практике при формулировании цели опираемся на алгоритм, предложенный В. И. Зверевой:

Цель:

1. Предмет совершенствования   

2. Среда совершенствования  

3. Результат совершенствования

Таким образом, цель – это это конкретный, охарактеризованный качественно, а где возможно и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени.

Каким же образом проектировать свой урок в соответствии с новыми целями: формированием и развитием универсальных учебных действий, которые характеризуются метапредметностью? Для этого в своей работе использую методический конструктор урока РО и методический конструктор УУД по русскому языку и литературе (основа: конструктор урока А.Гина).


 

Методический конструктор УУД по русскому языку (фрагмент)

Название УУД

Приемы

Личностные УД и его виды…

Удивляй

Метод 360

Идеальное 

 Д/З

Лингвисти

ческая карта

Панель

Два кольца

Остановка

Регулятивные УД и его виды…

Листы самоконтроля и самооценки

Система КР

Рефлексивное сочинение

Карточка-ловушка

Вопрос-ответ

Оценочное окно

Идеальный план

Познавательные

УД и его виды…

Тетрадь открытий

Лингвистическая сказка

Ромашка Блума

Фишбоум

Карусель

МШ

Моделирование

Коммуникативные УД и его виды …

Учебный диалог

Дискуссия

6 шляп мышления

Аргумент

Если бы

Конструктор вопросов

Таймер

 

Такой конструктор создается отдельному по каждому УУД со всеми его видами. Он очень удобен в использовании, позволяет быстро, качественно и осознанно готовиться к уроку, продумывать ход урока и ожидаемые результаты в плане метапредметности. При наложении двух конструкторов друг на друга создается  урок, который остается наполнить только предметным содержанием.

Таким образом, мы достигаем результата  обучения в школе -  "умение учиться”, т.е. формируем у них общеучебные навыки  и способности к самоорганизации своей деятельности, позволяющие решать различные учебные задачи.


Пример проекта урока

(Технологическая карта урока)

 

1.    Технология  Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова

2.    Тип урокаурок контроля и оценки

3.     Тема: «Бессоюзное сложное предложение»

4.     Цели и задачи:

Развивающая: создание условия для развития универсальных учебных действий учащихся через организацию индивидуальной формы работы при выполнении заданий, предложенных по изучаемой теме.

 

Обучающая: создание условий для повышения уровня владения понятиями и способами действия у учащихся через решение лингвистических задач.

 

Воспитательная: создание условий для определения потребности в освоении и понимании учащимися , проявления интереса к учебной теме через создание учебных ситуаций.

 

 Задачи учащегося:

·          обобщить знания о БСП;

·          произвести самооценку;

·          осознать свои трудности и достижения;

·          создать индивидуальный план действий для последующей   корректировки.

5.     Структура урока: создание учебной ситуации, контроль и оценка использования способа действия, рефлексия

 

Этапы урока

                         

Задачи этапа

Приемы

Форма

работы

УУД

1. Чтение «Сказки о пользе знаков препинания» А.Каневского

Мотивировать учащихся на постановку задачи урока

 

Фронтальная

Личностное: определять потребности в освоении и понимании учебной темы

2. Первичная самооценка

Проанализировать степень понимания и владения понятиями и способами действия в данной учебной теме

 

Прием «Лист самоконтроля и самооценки»

Индивидуальная

Регулятивное: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

3. Работа с учебно-научным текстом

Организовать контроль уровня владения теоретическими понятиями

Прием

«Лови ошибку»

Индивидуальная/

фронтальная

Регулятивное: контроль в форме сличения определения понятия с заданным эталоном Познавательное: умение осуществлять смысловое чтение

Логическое: подведение под понятие

4. Решение лингвистической задачи

Осуществлять контроль уровня владения способами действия

Прием «Отстроченная загадка»

Индивидуальная/

парная/ групповая

Регулятивное: саморегуляция как способность к преодолению затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели)

5. Работа с научно-популярным текстом

Создать условия для решения поставленной задачи в задании

Прием «Поисковое чтение»

Индивидуальная/

фронтальная

Познавательное:

поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью

6. Тест с самопроверкой и самоанализом

Осуществить контроль уровня владения понятиями

и способами действия, создать условия для рефлексии

 

Индивидуальная

Регулятивное: осуществлять пошаговый контроль по результату выполнения задания и исправлять ошибки.

7. Повторная самооценка

Проанализировать самооценку, осознать собственные трудности, наметить индивидуальный план устранения ошибок, выявить свои достижения

Прием «Лист самоконтроля и самооценки»

Индивидуальная

Регулятивное: оценка результата деятельности; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в индивидуальный план

8.Выбор домашнего задания

Создать ситуацию выбора домашнего задания в соответствии с индивидуальным планом и выводом

Прием «Идеальное домашнее задание»

Индивидуальная

Регулятивное: внесение необходимых корректив

 Семинар "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы средствами современных педагогических техник"

                                                                              Доклад. 12-й Всероссийский интернет-педсовет

Ермолаева К.А
Категория: На заметку | Добавил: зигзаг (24.07.2012)
Просмотров: 3344 | Теги: УУД | Рейтинг: 5.0/1
Меню сайта
Категории раздела
Техники [7]
Приемы, методы и технологии, которые существуют давно, но массовое внедрение получили сегодня
На заметку [3]
Профессиональные находки
Педвидео [3]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0