Вторник, 20.02.2018, 06:29 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

Главная » Статьи » Техники

Конструирование тестов
Теория и практика создания тестов (А.Н. Майоров)
 
Тест – это инструмент , состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, измерение которых возможно в процессе систематического обучения.
 
Тест в качестве составляющих должен иметь по крайней мере три элемента – систему заданий, зафиксированную документально технологию предъявления и отработанную систему проверки обработки и анализа результатов, которые должны составлять единство. 
    
Тесты можно классифицировать по целому ряду оснований.
 
    • По процедуре создания могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты. Но в образовании для целей мониторинга возможно использовать только стандартизированный тестовый инструмент.
    • По средствам предъявления.
    • По направленности (тесты достижений).
    • По характеру действий  
    • По ведущей ориентации
    • По степени однородности задач
    • Объективные тесты.    
    • Широкоориентированные
    • По целям использования
    • По широте использования
 
Этапы разработки тестов школьных достижений, особенности разработки в зависимости от целей создания
 
Составление теста и апробация
 
    • Подготовка спецификации.
    • Разработка тестовых заданий, процедур проведения, критериев оценки, критериев теста.
    • Экспертиза и доработка тестов и вопросов.
    • Предварительное тестирование и анализ результатов.
    • Корректировка теста, подготовка окончательного варианта.
 
Этапы разработки тестов для различных целей должны быть различны. Тест, созданный учителем для проверки знаний учеников после изученной темы и тест для итоговой аттестации, должны отличаться. 
   
Состав тестовых заданий:
 
1. Инструкция.
Инструкция должна содержать указания на то, что должен сделать испытуемый, чтобы выполнить задание. Возможно несколько вариантов: отметить крестиком, поставить галочку, обвести кружком, нарисовать стрелочку, соединить линией и т. д.
 
2. Текст задания.
Текст задания представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяется содержанием учебного материала.
 
3. Правильный ответ.
Правильный ответ – обязательный атрибут любого тестового задания. Без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно оценено и проанализировано с учетом авторского замысла.
 
Основное требование к тестовым заданиям: Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.
   
Виды и типы тестовых заданий:
-  ОТКРЫТОГО ТИПА,
-   ЗАКРЫТОГО ТИПА.
 
Задания закрытого типа
 
1. Задание с альтернативным ответом (верно-неверно, правильно-неправильно).
К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них. Инструкция для таких заданий: обведите кружком вариант ответа «да» или «нет», который вы считаете правильным.
Задания альтернативного типа считаются самыми простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Такие задания в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания сложных графиков, диаграмм, схем.
 
2. Задания множественного выбора. 
Задачи такого типа предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. Оптимальным можно считать 5 альтернативных ответов. Инструкция. Обведи кружком  букву, соответствующую правильному ответу.
 
3. Задания на установление соответствия.
Задания соответствия, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям, восстановить соответствие между элементами двух списков. К этому же ряду следует отнести и задания, в которых требуется восстановить порядок ряда, упорядочить. Распространенной формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелочек. 
 
4. Задания на восстановление последовательности.
Этот вид задания можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия.  Эти задания редко используются в тестах. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью и простотой проверки. 
Инструкция. Расположи в правильной последовательности. 
 
                             Задания открытого типа.
 
К ним относятся задания двух типов:
    • свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения, однако, формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.
    • дополнения (задания с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также должны давать ответы самостоятельно, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка должна дать возможность однозначного оценивания. 
    • Инструкция: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.) 
    • Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу).
 
Оценка результатов тестирования
 
Существуют два подхода к оценке результатов. Первый подход – это когда каждое задание оценивается в один балл в случае правильного ответа и нулем в случае неправильного выполнения задания. Этот подход рационален, поскольку обработка становится достаточно простой.
Предложение сторонников присвоения разного количества баллов разным вопросам строится на двух аргументах. Во-первых, разные по трудности задания оцениваются разным количеством баллов, но ведь располагая задания    в тесте по мере увеличения трудности, мы уже учитываем трудность задания, полагая, что каждый следующий балл получается с большими усилиями. Второе, что предполагают учитывать – это количество операций или элементов внутри задания. Однако эти операции редко имеют одинаковую трудность. Гораздо чаще можно встретить вариант, когда действия внутри задания неоднородны по сложности.
 
Задания на нахождение аналогии.
 
По форме это может быть как задание открытого типа – задание дополнения, так и закрытого.  В случае применения открытой формы испытуемому предлагается написать самостоятельно ответ в предназначенное для этого места слово. В случае, если применяется  закрытая форма вопроса, предлагается выбор нескольких вариантов ответов.
Инструкция зависит от того, какие ответы предусматриваются.  
 
Проблемы составления тестов
 
В.С.Аванесов и целый ряд авторов настаивают на том, что тестовые задания должны создаваться в форме утверждений. Они предъявляют такие требования, исходя из следующей логики: «Учебные вопросы многословны и порождают ответы – полные и неполные, правильные и неправильные, разные по форме, содержанию и по структуре. Вследствие чего оценка таких ответов требует обязательного участия преподавателя и сопровождается некоторой долей субъективизма. В этом смысле традиционные вопросы и ответы не технологичны, их не рекомендуем включать в тест».  В тестовых утверждениях нет ни одного лишнего слова и даже знака, в то время как вопрос требует ряда дополнительных слов и знаков для выражения требуемого смысла, значения и интонации. 
 
Хорошо сформулированное задание в вопросительной форме ничем не уступает хорошо сформулированному вопросу в форме утверждения. В рекомендациях по составлению тестовых заданий Голландского института дается такая рекомендация: «Используйте прямые вопросы. Предпочтительнее применять прямые вопросы, представляющие собой полное предложение с вопросительным знаком в конце». Кроме того, анализ заданий, используемых при аттестации учащихся в разных странах, показывает, что преимущественной формой заданий является прямой вопрос. По мнению многих авторов, выбор способа формулировки тестового задания или в форме вопроса должен определяться двумя обстоятельствами: во-первых, необходимо выбирать ту форму, которая максимально понятна для испытуемых, и, во-вторых, одна из форм заданий требует непременного формулирования вопроса в виде утверждения – это задания альтернативных ответов, поскольку они требуют ответа «да» или «нет», которая лучше подходят к утверждениям. 
 
Существуют определенные требования к оформлению тестовых заданий:
 
    • Все задание должно располагаться на одной странице.
    • Необходимо следить, чтобы у ученика было достаточно места для записей, черновых заметок, вычислений.
    • Для заданий открытого типа необходимо выделить достаточно места для фиксации ответов, с учетом подчерка испытуемого.
    • Место для ответа должно быть выделено определенным образом.  Оно должно быть единообразно для заданий разного типа.
    • Размер шрифта теста, шрифтовое и полиграфическое оформление должны соответствовать возрасту детей, для которых проводится тестирование.
    • Варианты ответа лучше располагать в один столбик, максимум в два. 
    • Особые места инструкций и заданий должны выделяться шрифтом.
    • Невербальный материал должен быть высокого качества, его шрифтовое оформление должно соответствовать оформлению всей тестовой тетради.
    • В том случае, если тестирование предполагает несколько частей теста, то каждую следующую часть следует начинать с новой нечетной страницы, пометив на четной стороне предупреждение перевернуть страницу.
 
Правила составления тестовых заданий  
   
    • Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
    • Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
    • Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
    • При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».
    • Вопрос должен быть четко сформулирован, исключаются, по возможности, слова «большой, небольшой, малый, мало, меньше, больше и т. д.».
    • Избегайте вводных слов или предложений, имеющих мало связи с основной мыслью. Не требует применять пространственные утверждения, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.
    • Правильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть подсказок и неточностей.
    • Не следует задавать вопросы с подвохом.
    • Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания. В любом случае следует использовать короткие простые предложения, без зависимых или независимых предложений.
    • Как можно реже использовать отрицание  в основной части. Избегайте двойных отрицаний.
    • Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
    • Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
    • если ставится вопрос количественного характера, то ответы к нему должны располагаться упорядоченно от меньшего к большему или наоборот. В том случае, если дистракторы представлены в виде слов, текста, располагайте их в алфавитном порядке.
    • Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».
    • Убедитесь, что различия между вариантами ответов точны.
    • Избегайте повторения.
    • Используйте ограничения в самом вопросе.
    • Не упрощайте вопросы.
    • Место правильного ответа должно быть таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.
    • Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
    • Проанализируйте задания с точки зрения возможностей неверного ответа наиболее подготовленных учеников.
 
Работа с заданиями после составления
 
После того, как вопросы будут составлены, следует проверить их объективность и корректность. Задачу или вопрос можно считать объективными или корректно сформулированными, если мнения экспертов о назначении задачи или вопроса, о правильности формулировки и пригодности вариантов ответов совпадают между собой. 
Экспертиза тестовых заданий является обязательным условием для создания тестов вне зависимости уровня их применения. Количество экспертов должно быть не менее 3-5. В качестве экспертов могу быть управленцы, учителя и методисты.  
   
Самым простым вариантом экспертизы может быть такой, когда экспертам предлагается по трех или пятибалльной шкале оценить задачи с точки зрения:
    •    соответствия целям и задачам тестирования,
    •    однозначности формулировки,
    •    пригодности вариантов ответов.
Если хотя бы один из трех экспертов оценивает задачу как частично соответствующую тесту, то задача пересматривается и корректируется.
 
Оценка заданий проводится по 6 разделам:
 
    • Уместность (какой предмет, навык, умение тестируется).
    • Применение языка (соответствие грамматическим правилам).
    • Информация (достаточно ли информации для правильного ответа).
    • Вопрос и ответ (есть ли правильный ответ среди вариантов).
    • Варианты ответов (для закрытых заданий), (вероятна ли каждая из альтернатив?).
    • Применение контекста (ясны ли рисунки, чертежи, диаграммы).
  
Апробация тестовых заданий
 
Прежде, чем провести апробацию заданий, необходимо упорядочить задания. При предварительном объединении заданий необходимо сделать следующее:
 
    • Проверить содержание и формулировку задач во взаимосвязи друг с другом.
    • Расположить задания в порядке возрастания предполагаемой трудности.
    • Не комплектуйте вместе такое количество заданий, что среднему испытуемому для их выполнения потребуется более часа для старшеклассников.
    • При апробации дать указание учащимся отмечать, какое задание теста они выполняют в различные моменты времени.
    • Проверить выполнение требований к пространственному и шрифтовому оформлению тестовых заданий.
    • Важные части должны быть подчеркнуты или выделены особым шрифтом.
    • Подготовить инструкции для учащихся,  для ведущих, по апробации тестовых заданий.
 
      Задания в тесте должны быть максимально разнообразными.
 
Целей апробации тестовых заданий может быть несколько:
    • Определение трудности задания с целью годности его для учащихся.
    • Определение тех заданий, в которых есть существенные недостатки.
    • Выявление случайных ошибок.
    • Определение времени , необходимого на решение задания.
    • Анализ ответов с целью возможного уточнения формулировки правильных ответов.
    • Выявление недостатков в инструкциях
Категория: Техники | Добавил: зигзаг (26.02.2012)
Просмотров: 3518 | Теги: педтехники, тесты | Рейтинг: 5.0/3
Меню сайта
Категории раздела
Техники [7]
Приемы, методы и технологии, которые существуют давно, но массовое внедрение получили сегодня
На заметку [3]
Профессиональные находки
Педвидео [3]
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0