Вторник, 25.09.2018, 02:36 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

9 класс

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Почитать теорию по всем разделам русского языка можно здесь

Порешать задания школьного этапа для учащихся 1-11 классов можно здесь

Порешать задания и проверить себя учащиеся 9 класса могут здесь

Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку. 7- 11 классы здесь

        Комплект № 1

Задания муниципального этапа олимпиады по русскому языку

9 КЛАСС

     1. Какие слова (в любой грамматической форме) могут быть переданы данной фонетической транскрипцией? Запишите их.

     [сй̓эст], [рок], [рот], [пот], [столп].

     2. Современная морфемная структура слова может не совпадать с той морфемной структурой, которое слово имело в момент своего появления в языке.

     Заимствованные слова зонтик (из голландского Zondek), фляжка (из немецкого Flasche) первоначально имели непроизводную основу. Ответьте на вопросы:

     1) Как эти слова членятся на морфемы в современном русском языке?

     2) Какими причинами можно объяснить их современный морфемный состав?

 

     3. Варианты произношения существуют в каждый период развития языка. Варианты произношения какого слова отражены в приведенных фрагментах из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина? Прокомментируйте отношение этих вариантов к современной произносительной норме.

     Приведите свои примеры слов (не более 5) на не совпадающий с написанием вариант произношения сочетания согласных

(1) Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

(2) - Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне.

- Что, Таня, Что с тобой?

- Мне скучно. Поговорим о старине.

 

 

     4. Составьте словосочетания с каждым членом данных пар. Как называются такие слова в лексикологии?

Компания – кампания

Умолять – умалять

Масленый – масляный

     5. Определите по приведённым контекстам, в каком значении употреблялись в русском языке ХIХ в. подчёркнутые слова. Как называются подобные слова? На какие группы их можно разделить?

     (1) Неведомый обманщик, Под именем Димитрия на нас Идёт войной; литовскую он шляхту С собой ведёт, и воеводы наши Предаются в ужасе ему! Кто этот вор, неслыханный и дерзкий? (А.С. Пушкин).

     (2) Но между тем какой позор являет Киев осажденный? Народ, уныньем пораженный, Стоит на башнях и стенах И в страхе ждёт небесной казни (А.С. Пушкин).

     (3) – Гляди, гляди, … и перстатки на руках червлёны.

     6. В чём необычность употребления выделенных глаголов? Прокомментируйте каждый пример. Объясните стилистическую цель их использования.

     1) Перед самым ужином идём мы с Катей по аллее и вдруг видим

     2) В таком случае я завтра же уезжаю в Москву.

     3) У меня дядя гегелианец был, так тот, бывало, соберёт к себе гостей.

     7. Даны пары: 1) замок рассыплется – замок рассыпется; 2) ключи с брелоком – ключи с брелком; 3) низкие тоны – низкие тона; 4) сладкое опротивеет – сладкое опротивет; 5) с тысячей рублей – с тысячью рублей.

     Какие члены пар (пары) соответствуют литературной норме? С каким разделом русского языка связан этот вид норм?

     8. Расставьте знаки препинания в приведенных предложениях. Каковы смысловые отношениями между частями этих предложений? Что их объединяет и чем они различаются?

     (1) Я думал деревья в цвету белоснежном.

     (2) А ближе подъехал деревья в снегу.

                                                                                       (Р. Гамзатов)

     9. Перепишите данные слова, раскройте скобки. Что объединяет все эти слова с точки зрения орфографии? Какие слова характеризуется особенностями правописания?

     (Не)ряха, (не)дужится, (не)поздоровится, (не)лепый, (не)суразный, (не)ровён час.

     10. В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова используются стилистические пометы: разг. – разговорное, простореч. – просторечное, книжн. – книжное. Отсутствие пометы при всём слове или при отдельном его значении означает, что это слово или это значение являются общими для разных стилей речи.

     Сгруппируйте данные ниже слова по характеру помет (или по отсутствию помет). Есть ли в этом списке слова, в которых стилистически отмеченным является отдельное значение?

     Верзила, верования, мотивировать, мигом, микрорайон, миндальничать, зашибить, голодранец, гололедица, гоготать.

Ответы к комплекту № 1

1. ОТВЕТ и ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждое слово.

[сй̓эст] – съест, съезд

[рок] – рок, рог

[рот] – рот, род

[пот] – пот, под

[столб] – столб, столп.

Максимум: 10 баллов.

         2. ОТВЕТ: 1) оба слова членятся на корень, суффикс и окончание: зонт-ик, фляж-к-а. 2) такое морфемное членение объясняется действием закона аналогии, на основе которого сближаются элементы разных по происхождению единиц: слово фляжка было соотнесено русским языковым сознанием с производными словами с суффиксом –к-: книжка, бумажка, а зонтик – с производными с суффиксом –ик-: бантик, домик.

     3. ОТВЕТ: скучны (1) [чн], рифмуется с неразлучны, скучно [шн] (2), рифмуется с  душно; современная норма произношения слова скучно - [шн].

Слова с [шн]: конечно, прачечная, булочная, порядочный, яичница, скворечник, очечник, двоечник, пустячный, нарочно, Кузьминична, Ильинична и др.

ОЦЕНКА: за каждый вариант произношения сочетания чн – 2 балла, 2 балла – за современную норму скучно - [шн], за каждый пример слов с [шн] по 1 баллу.

Максимум: 11 баллов.

     4. ОТВЕТ: компания друзей – избирательная кампания, умолять о прощении – умалять чьи-либо заслуги, масленый блин «пропитанный маслом» - масляное пятно «состоящий из масла». Это омофоны.

ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждое словосочетание (6 баллов), 2 балла – термин «омофоны».

Максимум: 8 баллов.

     5. ОТВЕТ: Вор – «государственный преступник, изменник, злодей», позор – «зрелище, обычно постыдное», перстатки – «перчатки», червлёный – «тёмно-красный».

ОЦЕНКА: по 2 балла за каждое значение (8 баллов), за термин архаизмы – 1 балл, 3 балла за разделение архаизмов, которые в современном языке употребляются, но в другом значении (вор, позор) и слова, которое устарело целиком (червлёны), 2 балла за комментарий о том, что в слове перстатки устарел фонетический облик, а значение не изменилось.

Максимум: 14 баллов

     6. ОТВЕТ: все глаголы характеризуются переносным значением форм настоящего времени: идём – наст. вр. в значении прошедшего, уезжаю – наст. вр. в значении будущего, соберёт – наст. вр. в значении прошедшего. Такое использование временных форм придаёт речи динамичность и эмоциональность.

ОЦЕНКА: 2 балла – указание на необычность употребления временных форм, по 2 балла за значение каждой формы (6 баллов), 3 балла – стилистический комментарий.

Максимум: 11 баллов.

     7. ОТВЕТ: 1) замок рассыплется; 2) ключи с брелоком; 3) низкие тоны; 4) сладкое опротивеет; 5) с тысячей рублей – с тысячью рублей. Морфологические / грамматические нормы.

ОЦЕНКА: по 2 балла за каждый правильный вариант (12 баллов), 1 балл за морфология / грамматика.

Максимум: 13 баллов.

     8. ОТВЕТ: Я думал: деревья в цвету белоснежном.

     А ближе подъехал – деревья в снегу.

     Оба предложения бессоюзные сложные, состоят из двух частей, части нельзя поменять местами. Первое предложение синонимично сложноподчинённому изъяснительному, 2-ая часть поясняет глагол думал 1-ой части, имеет значение пояснения.  Во втором БСП 2-ая часть так же раскрывает содержание воспринятого (подъехал и увидел), однако  части связаны менее тесно, нельзя подобрать синонимичное сложноподчинённое предложение. Отсутствие глагола со значением восприятия делает это предложение более динамичным и эмоциональным.

ОЦЕНКА: по 1 баллу за указание, что оба предложения бессоюзные, состоят из двух частей (по 1 баллу), части нельзя поменять местами (по 1 баллу), по 1 баллу за верно расставленные знаки препинания в каждом предложении, 3 балла за комментарий о смысловых отношениях между частями каждого из БСП.

Максимум: 12 баллов.

     9. ОТВЕТ: Все слова не употребляются без не, пишутся слитно. Исключение: не поздоровится, не ровён час. Особенность этих слов в том, что они пишутся раздельно, хотя без не не употребляются.

ОЦЕНКА: по 1 баллу за правописание каждого слова (6 баллов), 2 балла – объединяющий признак, 3 балла – комментарий об исключениях.

Максимум: 11 баллов.

     10. ОТВЕТ:

     Разговорные: верзила, (разг. неодобр.), миндальничать (разг.), мигом (разг.).      Просторечные: голодранец (прост. презрит.), зашибить (прост.).

     Книжные: верования (книжн.), мотивировать (книжн.).

     Без помет: гололедица, микрорайон, гоготать (о гусях).

Стилистическая окраска зависит от значения: без помет гоготать (о гусях), гоготать (разг.) – «громко смеяться».

ОЦЕНКА: по 1 баллу за верно подобранную стилистическую помету или её отсутствие (гололедица, микрорайон) (10 баллов), 2 балла за 2 значения и стилистические пометы слова гоготать.

Максимум: 12 баллов.

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0