Понедельник, 25.06.2018, 01:10 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

11 класс

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Почитать теорию по всем разделам русского языка можно здесь

Порешать задания школьного этапа для учащихся 1-11 классов можно здесь

Порешать задания и проверить себя учащиеся 11 класса могут здесь

Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку. 7- 11 классы здесь

      Комплект № 1

Задания муниципального этапа олимпиады по русскому языку

11 КЛАСС

     1. Прочитайте стихотворение Г.Р. Державина и ответьте на вопросы:

     1) Каков лингвистический принцип построения этого стихотворения?

     2) Какая особенность литературного произношения XIX в. использована в точной рифме этого четверостишия? Выпишите соответствующее слово, покажите, как оно произносилось в XIX веке и как произносится в современном русском языке.

     Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;

     Оттуда на землю водою возвращаюсь!

     С земли меня влечёт планет всех князь к звездам;

     А без меня тоска смертельная цветам.

     2. Выделите корень в словах привычка, отвыкнуть, навык, обуть, разуть, улица, закоулок. Какая особенность морфемного состава сближает эти слова? Можно ли считать их производными?

     3. Выпишите подлежащее из данных предложений: В каком предложении подлежащее определяется неоднозначно? В каком значении употребляется местоимение мы из 5-го предложения?

     1. А кто из детей не хочет стать взрослым!

     2. Груда крохотных пирожков дымилась на большом блюде.

     3. В саду берёзки с клёнами встречают нас поклонами.

     4. Участниками этого семинара станут родители с детьми.

     5. Мама и отец старались закалить нас, но мы с бабушкой сопротивлялись.

     4. Дополните второй и третий столбцы таблицы аналогичными приведённому примерами, когда это возможно. Озаглавьте каждый столбец. Определите, какие смысловые отношения выражаются между частями сложных предложений в пределах ряда? Влияют ли средства связи на выражение этих отношений?

№ пр.

 

 

 

1

Шёл дождь, сквозь дождь светило солнце.

 

одновременность

Шёл дождь, и сквозь дождь светило солнце.

 

одновременность

Когда шёл дождь, сквозь дождь светило солнце. Временные отношения (одновременность)

2

Брат делает уроки, сестра смотрит телевизор.

 

 

3

Встанешь раньше – шагнёшь дальше.

 

 

4

Учёные правы: сибирский кедр удивительно полезен.

 

 

    

     5. Даны древнерусские написания слов современного русского языка: истьба, корокатица, коровай, бьчела, жудкий, гърньчарь.  Как эти слова пишутся в современном русском языке? Какими причинами можно объяснить изменение орфографического облика этих слов?

     6. Прочитайте две статьи из Словаря трудностей русского языка, в котором описываются трудные случаи произношения, формообразования,  словоупотребления и выполните задание.

     (1) ЗнАхарка [не знахАрка]

     (2) Знать. Управление: что и о чём. 1. что. Иметь сведения в полном объёме. Знать планы противника. 2. о чём. Иметь частичные сведения в общем виде. Знать о последних событиях.

     Составьте для этого словаря статьи к словам газопровод, жертвовать, компьютер.

     7. В русском языке встречаются случаи перехода слов из одной части речи в другую. Слова каких частей речи могут переходить в существительные (или употребляться в функции существительных)? Приведите примеры такого перехода для разных частей речи (не более 5). Какие изменения сопровождают процесс перехода в другую часть речи?

     8. В каждом ряду только два написания правильные. Найдите их и объясните, в каких случаях они используются:

     1) дед Мороз,  Дед  Мороз,  Дед-Мороз,  дед-Мороз,  дед  мороз, дед-мороз;
     2) баба  Яга,  Баба  Яга, баба-Яга,  Баба-яга,  баба  яга,  баба-яга.

     3) Кощей бессмертный, Кощей-Бессмертный, Кощей Бессмертный, кощей, Кощей-бессмертный.

     9. В старых грамматиках встречаются названия четырёх падежей: отложительный, местный, количественно-отделительный и сказательный. Почему они так назывались и каким современным терминам соответствуют? Приведите 1-2 примера для каждого падежа.

     10. В языке действует так называемый закон языковой экономии, который проявляется «в стремлении говорящего к экономии усилий  в процессе оформления мысли и в процессе артикуляции» (И.Ф.Протченко). Приведите конкретные примеры (любой стиль речи, любые жанры) проявления закона экономии. С какими уровнями языка, или с какими разделами науки о языке, по-вашему, связано действие этого закона?

Ответы к комплекту № 1

11 КЛАСС

     1. ОТВЕТ: Это акростих, начальные буквы акростиха складываются в слово роса, содержание стихотворения и образуемое начальными буквами слово соотносятся как загадка и разгадка; цветАм рифмуется со звездАм – отсутствие перехода е в о было характерно для высокого стиля произношения; современное произношение – к звЁздам; произносится нА землю, современное произношение – на зЕмлю.

ОЦЕНКА: 3 балла за термин «акростих» или объяснение принципа, 2 балла – за слово роса, 3 балла за описание отсутствия перехода е в о, по 1 баллу за устаревшее и современное произношение к звёздам, на землю.

Максимум: 12 баллов.

2. ОТВЕТ: эти слова содержит корень, который может употребляться только в сочетании с другими словообразовательными морфемами: при-выч-к-а, от-вык-ну-ть, на-вык, об-у-ть, раз-у-ть, ул-иц-а, зако-ул-ок. Поскольку непроизводных слов с таким корнем нет, их нельзя считать производными.

ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждый верно выделенный корень (7 баллов), 3 балла за особенность корня, 2 балла за непроизводность.

Максимум: 12 баллов.

     3. ОТВЕТ: кто из детей, груда пирожков, берёзки с клёнами, родители с детьми, мама и отец, мы с бабушкой. Неоднозначно определяющееся подлежащее - родители с детьми. Если дети тоже участвуют в семинаре, то форма с детьми входит в состав подлежащего, если с детьми имеет значение «имеющие детей», то с детьми – определение. Мы = я, говорящий.

ОЦЕНКА: по 2 балла за верно выделенные подлежащие (12 баллов), 3 балла за неоднозначно определяющееся подлежащее, 2 балла за значение мы.

Максимум: 17 баллов.

     4. ОТВЕТ:

№ предл.

Бессоюзные предложения

Сложносочинённые предложения

Сложноподчинённые предложения

1

Шёл дождь, сквозь дождь светило солнце.

одновременность

Шёл дождь, и сквозь дождь светило солнце одновременность.

Когда/ В то время как/Пока шёл дождь, сквозь дождь светило солнце.

Временные (одновременность)

2

Брат делает уроки, сестра смотрит телевизор.

сопоставительные

 

Брат делает уроки, а сестра смотрит телевизор сопоставительные

Тогда как, в то время как, если… то – сопоставительные,

пока, когда - временные

3

Встанешь раньше – шагнёшь дальше.

условные

Встанешь раньше – и шагнёшь дальше условные

Если/Раз/Когда - условные

4

Учёные правы: сибирский кедр удивительно полезен.

причинные

-

Потому что, так как - причинные

ОЦЕНКА: по 1 баллу за названия столбцов (3 балла), по 1 баллу за составленные предложения 2-го  и 3-го столбца (5 баллов), по 1 баллу за тип смысловых отношений между предикативными частями (3 балла), 3 балла за комментарий о том, что в СПП смысловые отношения выражаются более определённо, чем в ССП и в БСП.

Максимум – 14 баллов.

     5. ОТВЕТ: изба, каракатица, каравай, пчела, жуткий, гончар. Изменение написания связано с влиянием произношения – аканьем (корокатица, коровай), оглушением согласных (истьба, жудкий), потерей смысловой связи с производящим (коровай от корова, бьчела от звукоподражания бучать – «гудеть», ср. букашка, бык, скатерть от «стол» + «вытертое» – слово доска утратило значение «стол»), или исчезновением из языка самого производящего (корокъ – «нога», ср. окорок, горнец «горшок»).

ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждое слово, по 2 балла за каждую причину.

Максимум: 12 баллов.   

     6. ОТВЕТ: газопровОд [не газопрОвод]; компьютер [тэ].

Жертвовать. Управление: что и чем.  1. что. Приносить в дар материальные ценности.  Жертвовать деньги на благотворительные цели. 2. чем. Поступаться чем-л., отказываться от чего-л.. Жертвовать собственными интересами.

ОЦЕНКА: по 2 балла за статьи к газопровод, компьютер, по 3 балла за каждое значение глагола жертвовать (1 балл – управление, 1 – значение, 1 – иллюстрация).

Максимум: 10 баллов.

     7. ОТВЕТ: практически все части речи могут употребляться в качестве существительных: прилагательные (Взрослые вместе с детьми участвуют в соревнованиях), причастия (В олимпиаде участвовали учащиеся 9-11 классов), числительные (Семеро одного не ждут), местоимения («Он, она и дети» (название худ. фильма), где он = мужчина, отец, она = женщина, мать), междометия (Целый день слушаю твои ахи и охи).

     Морфологические изменения – прилагательные, став существительными, перестают изменяться по родам, иногда – по числам, например сущ. взрослые употребляется только во множественном числе, начинают склоняться (охи, ахи), синтаксические изменения – выполняют функцию подлежащего и дополнения, могут определяться прилагательным, изменения в значении – он, она и т.д.

ОЦЕНКА: по 2 балла за каждую часть речи (10 баллов), по 1 баллу за пример (5 баллов), по 1 баллу за каждый отличительный признак.

Максимум: 20 баллов.

     8. ОТВЕТ: Баба-яга, Дед Мороз, Кощей Бессмертный - сказочные персонажи, в переносном значении все слова пишутся со строчной буквы: баба-яга «безобразная злая старуха», дед-мороз «ёлочная игрушка», кощей «тощий старик, скряга».

ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждый правильно указанный вариант написания (6 баллов), по 2 балла за описание лексического значения каждого слова (12 баллов).

Максимум: 18 баллов.

     9. ОТВЕТ: Отложительныйколичественно-отделительный родительный падеж, отложительный отвечает на вопросы от чего?, откуда? – от города, происходить от бедных, цепочка от часов; количественно-отделительный – у имён сущ. мужского рода: пять дней, кусок сахару, горсть песку.

Предложный падеж может выражать 2 типа значений: 1) сказательный падеж появился в грамматике Мелетия Смотрицкого – сказать о чём-то, М. Ломоносовым этот падеж был переименован в предложный, 2) местный падежпредложный, означает предмет, в пределах, внутри или на поверхности которого происходит действие (с предлогами в и на: в лесу, в углу, на дому)

ОЦЕНКА: по 1 баллу за соотнесение старого и современного названия падежей, по 2 балла за комментарий к каждому названию, по 1 баллу за пример к каждому названию.

Максимум: 16 баллов.

     10. ОТВЕТ: закон экономии действует на всех уровнях языка: фонетическом – упрощение произношения [ч̓эк] вместо человек, изменение качества артикуляции – ослабление чёткости произношения безударных звуков, существование непроизносимых согласных; на лексическом – разговорные сокращения комп, зав, аббревиатуры, употребление пословиц и фразеологизмов в усечённой форме, на морфологическом – упрощение склонения без семьсот вместо без семисот; на синтаксическом – пропуск слов, понятных из контекста или из ситуации, пропуск союзов в разговорной речи, сокращения в письменной речи и т.д.

ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждый уровень языка, на котором проявляется действие закона экономии, по 2 балла за пример.

Максимум: 15 баллов.

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0