Суббота, 18.08.2018, 01:30 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

10 класс

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Почитать теорию по всем разделам русского языка можно здесь

Порешать задания школьного этапа для учащихся 1-11 классов можно здесь

Порешать задания и проверить себя учащиеся 10 класса могут здесь

Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку. 7- 11 классы здесь

       Комплект № 1

Задания муниципального этапа олимпиады по русскому языку

10 КЛАСС

     1. Какие особенности литературного произношения XIX-начала ХХ века отразились в точных рифмах следующих стихотворных фрагментов? Выпишите соответствующие слова, с помощью таблицы покажите, как они произносились в XIX веке и как произносятся в современном русском языке.

(1)    Весна! Выставляется первая рама!

         И в комнату шум ворвался,

         И благовест ближнего храма,

         И говор народа, и стук колеса

                                              (Ап. Майков)

(2)     В пустыне мрачной и скупой

         На почве, зноем раскаленной,

         Анчар, как грозный часовой,

         Стоит, один во всей вселенной

                                           (А.С. Пушкин).

   

2. У поэта Александра Иванова есть такое стихотворение:

     Человек по улице идёт.

     Человек идёт и снег идёт.

     Дождь идёт и кинофильм идёт.

     Рыжий кот по улице идёт,

     А навстречу женщина идёт,

     Шубка этой женщине идёт

     Сколько значений глагола идти используется в этом стихотворении? Дайте им краткое толкование. Какие значения имеют грамматические особенности реализации?

     3. В письменной речи малограмотных людей встречаются ошибки: *черезвычайный, военоначальник, подскользнуться, юристконсульт. Объясните правописание этих слов, учитывая их морфемный состав и/или происхождение, родственные слова.  

     4. Разберите по составу слова курский, лермонтовед, таксист, армянин. В чем состоит «неправильность» построения  этих слов?

     5. Подберите к следующим словам однокоренные слова-антонимы. Какое значение имеют приставки в подобранных вами словах?

     Мобилизация, симметрия, революция, эмигрант, авангард.

     6. Даны пары: 1) два сапога – двое сапог; 2) приходили три студента – приходили трое студентов; 3) трое медвежат – трое медведей; 4) двухста восьмидесяти трёх – двухсот восьмидесяти трёх; 5) пять человек – человек пять. Чем отличаются члены каждой пары?

     7. Дополните второй и третий столбцы таблицы аналогичными приведённому примерами, когда это возможно. Озаглавьте каждый столбец. Определите, какие смысловые отношения выражаются между частями сложных предложений в пределах ряда? Влияют ли средства связи на выражение этих отношений?

№ пр.

 

 

 

1

Кучер тронул вожжами – тройка унеслась в степь

 

 

последовательность действий

Кучер тронул вожжами, и тройка унеслась в степь

 

 

последовательность действий

Когда (как только / после того как)  кучер тронул вожжами, тройка унеслась в степь

Временные (последовательность действий)

2

Падал снег, загорались вечерние огни

 

 

3

На дворе трещал мороз – в доме было тепло.

 

 

4

Я знаю: саду цвесть

 

 

     8. В русском языке встречаются случаи перехода слов из одной части речи в другую. Слова каких частей речи могут переходить в предлоги? Приведите примеры – словосочетания или предложения – (не более 2-х для каждой части речи-источника образования предлогов), иллюстрирующие такой переход. Какими отличительными особенностями обладают такие предлоги?

     9. Даны два предложения древнерусского языка, каждое из которых позволяет вскрыть способ образования слова, употребляющегося в современном русском языке. Какие это слова? Каким способом они были образованы? Произошли ли изменения в их значении?

     1) Вънегда дѣлаеши добрую дѣтель, радуйся, но не гордися.

     2) А после ихъ завелъ монастырь той и в немъ общее житие преподобный игумен Зосима. (Новгородские писцовые книги. 16 в.)

     10. Универбация – это образование слова от синонимичного ему словосочетания. Например: курсовая работа – курсовик, маршрутное такси – маршрутка, Исаакиевский собор – Исаакий. Образованное путём универбации слово называется универбатом. Образуйте от приведённых словосочетаний универбаты и ответьте на вопросы:

     Массовая сцена в кино или в театре, фильм ужасов, совещание на производстве, вещевой рынок, больничный лист.

1) Чем можно объяснить возникновение такого способа словообразования, как универбация?

2) Для каких стилей речи характерна универбация?

Ответы к комплекту № 1

10 КЛАСС

 

         1. ОТВЕТ:

XIX-нач. ХХ в.

Современный русский язык

ворва [лсА] старомосковская норма

ворвА [лс̓]а

раска[л̓Э]нной

раска[л̓О]нной

      Высокому стилю было свойственно отсутствие перехода Э в О после мягкого согласного перед твёрдым, тогда как в разговорной речи, в нейтральном стиле произносилось О. Слово вселенная А.С. Пушкин поизносил так же, как мы – с э, поэтому рифмующееся с ним слово раскаленной тоже должно произноситься с э.

ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждое слово (2 балла), по 1 баллу за ударение и твёрдость согласного ворва [лсА] (2 балла), соответственно 2 балла за ударение и мягкость согласного в ворвА[лс̓]а, по 1 баллу за транскрипцию устаревшего и современного варианта произношения раскаленной (2 баллов).

Максимум: 8 баллов.

     2. ОТВЕТ и ОЦЕНКА: 4 значения – 2 балла, по 1 баллу за толкование каждого значения (4 балла): человек идёт, кот идёт, женщина идёт «двигаться, передвигаться, ступая ногами»; снег идёт, дождь идёт «падать (об осадках)»; шубка идёт «быть к лицу»; кинофильм идёт   «исполняться, ставиться (о спектакле, фильме)», по 2 балла за грамматическую характеристику каждого значения, не имеющего форм 1 и 2 лица: «падать (об осадках)» – только в 3-м лице, «быть к лицу» – только в 3-м лице, «исполняться, ставиться (о спектакле, фильме)» – только в 3-м лице.

Максимум: 12 баллов.

     3. ОТВЕТ: Прилагательное чрезвычайный имеет приставку чрез (из церк.-слав.), которая синонимична русской приставке через, имеет значение «слишком», ср. чрезмерный; военачальник произошло способом сложения от вои «воин» + начальник, т.е. начальник воинов (войско, воитель от той же основы); приставка по в глаголе поскользнуться имеет значение «незначительной или неполной меры действия»: поспать, попрыгать, поскользнуться – «немного проехать»; юрисконсульт от латинского juris «право», сложные слова с этим корнем образуются с использованием элемента юрис: юриспруденция, юрисдикция.

     ОЦЕНКА: по 1 баллу за правописание каждого слова (4 балла), по 2 балла за комментарий о происхождении или морфемном составе каждого слова (12). 

Максимум: 16 баллов.

     4. ОТВЕТ: Кур(ск)-ий, лермонто(вед), такс(ист), арм(янин) – во всех словах суффикс накладывается на корень (-курск-, -лермонтов-, -такси-, -армен-): ср. танк-ист – танк и такс(и)ст) – такси. В развитии русского языка известно явление так называемой гаплологии (упрощения) - выпадение одного из двух одинаковых стоящих рядом слогов или звуков.

ОЦЕНКА: по 2 балла за верный морфемный разбор (8 баллов), 3 балла – объяснение.

Максимум: 11 баллов.

     5 ОТВЕТ: демобилизация, асимметрия, контрреволюция, иммигрант, арьергард

     Им – лат. «в», «движение внутрь», де – лат. «отсутствие, отмена, устранение чего-л.» (дезинформация), а – греч. «не» (алогизм), контр, контра – лат. «против» (контратака), арьер – от франц. аrriere «сзади».

ОЦЕНКА: 1) За каждый антоним – по 1 баллу (5 баллов), за описание значения каждой приставки – по 2 балла (10 баллов).

Максимум: 15 баллов.

     6. ОТВЕТ: 1) смысловое различие – разное количество предметов: два сапога (два отдельных предмета) – двое сапог (две пары сапог); 2) смысловое различие – приходили три студента, т.е. в разное время, визиты не связаны между собой, вместе приходили трое студентов (собирательные числительные обозначают совокупность предметов); 3) нормативно трое медвежат – ненормативно трое медведей, т.к. собирательные числительные могут сочетаться только с названиями детёнышей животных; 4) ненормативно двухста восьмидесяти трёх – нормативно двухсот восьмидесяти трёх; 5) смысловые отличия – точное количество (пять человек) – приблизительное количество человек пять.

ОЦЕНКА: по 2 балла за объяснение для каждой пары.

Максимум – 10 баллов.

     7. ОТВЕТ:

№ предл.

БСП

ССП

СПП

1

Кучер тронул вожжами – тройка унеслась в степь

 

 

последовательность действий

Кучер тронул вожжами, и тройка унеслась в степь

 

 

последовательность действий

Когда (как только / после того как)  кучер тронул вожжами, тройка унеслась в степь

Временные (последовательность действий)

2

Падал снег, загорались вечерние огни

одновременность

Падал снег, и загорались вечерние огни одновременность

Когда падал снег, загорались вечерние огни

одновременность

3

На дворе трещал мороз – в доме было тепло. сопоставительные

На дворе трещал мороз, а в доме было тепло.

сопоставительные

Тогда как, в то время как, если… то

 

сопоставительные

4

Я знаю: саду цвесть

пояснение во 2-й части

-

Я знаю, что саду цвесть.

изъяснительные

ОЦЕНКА: по 1 баллу за названия столбцов (3 балла), по 1 баллу за составленные предложения 2-го  и 3-го столбца (5 баллов), по 1 баллу за тип смысловых отношений между предикативными частями в каждом ряду (3 балла), 3 балла за комментарий о том, что в СПП смысловые отношения выражаются более определённо, чем в ССП и в БСП.

Максимум – 14 баллов.

     8. ОТВЕТ: В предлоги могут переходить наречия: около, вблизи, рядом; существительные: в ходе, в течение, ввиду; деепричастия (глагольные формы): благодаря, спустя, начиная. В отличие от непроизводных предлогов (на, в, за), пришедших из общеславянского праязыка, производные предлоги являются относительно «молодыми», они возникли уже в русском языке, являются более многочисленными, многие производные предлоги сохраняют смысловую связь с производящими (благодаря), некоторые закрепились за книжными сферами речи.

ОЦЕНКА: по 2 балла за каждую часть речи – источник образования предлогов (6 баллов), по 2 балла за примеры (6 баллов), по 1 баллу за каждый отличительный признак производных предлогов.

Максимум: 16 баллов.

     9. ОТВЕТ: добродетель, общежитие – сложение основ, оба слова изменили своё значение: добродетель изначально «доброе дело», сейчас – «нравственное положительное качество», общежитие изначально «совместное проживание за счёт обители, монастыря», сейчас – «помещение для совместного проживания людей», «совместное существование».

ОЦЕНКА: по 2 балла за каждое слово, по 2 балла за способ образования, по 2 балла за изменение значения каждого слова.

Максимум: 12 баллов.

     10. ОТВЕТ: массовая сцена в кино или в театре - массовка, фильм ужасов - ужастик, совещание на производстве – планёрка или пятиминутка, вещевой рынок - толкучка, больничный лист – больничный.

     Появление универбации объясняется тенденцией к экономии языковых средств, стремлением найти экспрессивный синоним официальному обозначению. Она свойственна разговорной речи и публицистике (коммуналка – сфера коммунального хозяйства, оборонка – оборонная отрасль)

ОЦЕНКА: по 1 баллу за каждое слово-универбат, по 2 балла за каждую причину появления универбации, по 2 балла за каждый стиль.

Максимум: 13 баллов.

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0