Суббота, 18.08.2018, 01:30 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

7 класс

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Почитать теорию по всем разделам русского языка можно здесь

Порешать задания школьного этапа для учащихся 1-11 классов можно здесь

Порешать задания и проверить себя учащиеся 7 класса могут здесь

Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку. 7- 11 классы здесь

Муниципальный уровень:

Комплект № 1 здесь

Задания для подготовки к интеллектуальному марафону.
 
Комплект № 1
 

1.  Что влияет на произношение согласного звука? Укажите, какой звук выражен предлогом «с».

 Вместе с Борей прибежал щенок.

 В плавании с Жорой не мог соревноваться никто.

 Дежурными были Володя с Шурой.

 Мы с Тамарой ходили парой. 

 На столе стоял стакан с чаем.

 Антон с Димой дружат с первого класса.

2. До начала 18 века числа обозначались буквами. Например: ТБЕ- 335, РМД- 144, ФЛВ- 532. Какое сочетание букв записано ошибочно?

3. Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчётом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть слово. О каком слове  идёт речь?

Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье.

4. Укажите в тексте фразеологизм библейского происхождения. Что он означает? Какими терминами называются такие фразеологизмы?

Мы книг в блокаду все-таки не жгли.

Рука не поднималась. Не могли.

Как не морозило, как не знобило,

Не бросили в печурку ни одной.

А вот на хлеб насущный, хлеб земной

Шекспира поменяли. Это было.

                                      И. Фоняков

5. Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».

Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.

6. Распределите слова по трём группам:  а) с нулевым окончанием, б) фонетически выраженным, в) без окончания. Добавьте в каждую группу по два своих примера.

Бесценный, могуч,  волчий, опасность, кенгуру, домой, приберёг, хороша, дороже, влево, своего, купи.

7.  В предложении «Письмо от бабушки лежит на столе» к словоформе «от бабушки» можно задать три вопроса (письмо от кого? письмо чье? письмо откуда?) Какой вы будете задавать вопрос при морфологическом разборе слова? Почему? При каком разборе уместны оставшиеся вопросы?

8. Какими глагольными формами выражены значения условия и следствия в первой и второй частях сложного предложения?

Знай я ремесло, жил бы в городе

                                        М.Горький

9. В языке, как Вы знаете, отражается картина мира народа. Как Вы думаете, какие из названий сторон света свидетельствуют о том, что наши предки считали, будто Солнце вращается вокруг Земли?

10. 1. Определите тему  текста.

     2.Выпишите ключевые слова, придающие тексту торжественный, приподнятый тон.

     3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «С чего начинается Родина?»

 

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу её необъятные поля, волн, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Широки знойные степи,  непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки чудесны песни живущего в ней народа.

 

                                                      И.Соколов-Микитов



Комплект № 2

1.  В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:                  

1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)  2) «Расспросные и пыточные  речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

2. Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «...Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О  какой сумме идет речь?

3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

4. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. … то дурному утеха... Привычка.

5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.

6. Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно».  Права ли мама? Аргументируйте ответ.

7. Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

8. Какой морфемой  являются выделенные части слов:  всемирный, полубольной, ежедневно?

9. Определите сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

 



Комплект № 3

1. Все еще звонят во все колокола. Сколько звуков [О] в этой фразе?

2. Сидеть на мели. Сидеть на берегу. Сидеть на чемоданах. Сидеть в печенках. 

Какое из этих выражений можно назвать: "четвертое лишнее"?. Объясните почему.

3. Найдите букву, которая будет последней в первом слове и первой - во втором: ЛЮ (.)ОТ. Вставьте две буквы по тому же принципу: КОЧ(..)ГАР, а теперь - три: ВЕ (...)ТА.

4. Придумайте 4 фразы, в которых использовались бы подряд два омонима.

Пример: Это МЫЛО МЫЛО НЕПЛОХО, Как называются подобные омонимы?

5. Какие слова или фразеологизмы зашифрованы?

а) В одном значении синоним слова "подлинный", в другом - антоним слова "банальный".

б) Синоним к слову "вежливый" и один из антонимы к слову "нетактичный".

в) Синоним к фразеологизму "хот глаз коли" и антоним к выражению "хоть иголки собирай"

6. Фольклор неразрывно связал некоторые имена и понятия. Вот четыре имени: КУЗЬМА, СИДОР, МАКАР, ДЕМЬЯН.

Как они связаны с приведенными ниже словами? Какие из шести перечисленных ниже слов не связаны в фольклоре ни с одним из указанных имен?

СЫН; ТЕЛЯТИНА; КОЗА; ОТЕЦ; УХА; МАТЬ.

 



 

Скорая помощь для увлеченных филологией детей!!!

  1. решения ребята могут выслать на адрес электронной почты: krermolaeva@yandex.ru
  2. получить заочные консультации в рубрике "Есть вопрос!"
  3. получить очные консультации: 
    • каникулярное время: ежедневно - 9 ч. 00 минут - 11 ч. 00 минут
    • учебное время: вторник, пятница - 14 ч. 00 минут - 15 ч. 00 минут 
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0