Воскресенье, 18.02.2018, 20:41 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

5 класс

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Почитать теорию по всем разделам русского языка можно здесь

Порешать задания школьного этапа для учащихся 1-11 классов можно здесь

Порешать задания и проверить себя учащиеся 5 класса могут здесь

Как правильно говорить - 178 занимательный  видеоуроков здесь

 

Задания для подготовки к интеллектуальному марафону.

Комплект № 1

 1.Что  обозначают  устаревшие  слова: пищаль, конка, вежды, пиит, стогна?

 2. Закончи  фразеологизмы  и  объясни  их  происхождение:

а) ждать  у …

б) зарубить  себе…

 3. Образуйте  множественное  число( род. падеж)  от  данных  существительных: носок,  чулок,  сапог, яблоко, телёнок, банан, апельсин.

 4. В  старославянских  словах  использовались  сочетания: -ра, -ла, -ре, -ле  в  тех  местах,  где  в  русских  используются: -оро, -оло, -ере, -еле. Приведите   примеры  слов  с  таким  чередованием.

 5. Подберите  прилагательные-определения  к  словам: кофе, шимпанзе, сирота, круиз, кольраби, тюль.

 6. В  описании  осени  часто  употребляется  слово  БАГРЕЦ. Какой  цвет  обозначает  это  слово?  Приведите  примеры  употребления  этого  слова  в  художественной  литературе.

 7. Сидеть  на  мели. Сидеть  на  берегу. Сидеть  на  чемоданах. Сидеть  в  печёнках.  Какое  из  этих  выражений  можно  назвать « четвёртым  лишним»  и  почему?

 8. Из  списка  слов: театр, каёмка, какао, сиять, союз, шпион, дуэт, боец, оазис,  кооператив  -  выпишите  только  те,  в  которых  два  гласных  звука  находятся  рядом.

 9. Разберите  по  составу  следующие  слова:   взглянуть, пришла, шоссе, окно, вездеход, раскидистый.

10. Расставьте  ударения  в  следующих  словах:  звонит, красивее,  щавель,  баловать,   жалюзи, языковая (норма), каталог, положил.

11. Приведите  примеры  использования  следующих  слов: одеть – надеть; невежа  - невежда.

12. Выделите  грамматическую  основу  в  предложениях:

а) Солнце  закрыло  облако.

б) Девочка  с  косичками  бежала  по  дороге.

в) Три  сосны  росли  на  опушке.

 

 



 

     Комплект № 2

 

1. В первую группу выпишите слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу выпишите слова с глухим непарным согласным звуком на конце.

 

Волк, герой, дуб, боец, успех, помощь, капитан, врач, гроздь, лагерь, король. 

2. Запишите пятую, двенадцатую, тридцать третью буквы русского алфавита.

3. Какое из слов исторически является однокоренным слову РЖАВЧИНА?

 

4. Допишите фразеологизмы  (устойчивые словосочетания).

Соловья баснями……После драки………Охота пуще………Семь пятниц на………Назвался груздем………Не плюй в колодец…………Один с сошкой…………

5. Какие из 5 предложенных существительных можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный …»: кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто?

6. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чем основывается языковая игра в этом тексте.

Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником,   или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).

7.  Определите, имеют ли отличия выделенные слова.

- Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведерко руку ОКУНИ -

Не бойся, это ОКУНИ!

8. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

9. К данным пословицам подберите аналогичные русские пословицы. В чем сходство пословиц разных народов? Различия? Чем, на ваш взгляд, объясняются различия?

Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).

Молчание – цветы (японская пословица).

Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).

Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).

10. Определите тему текста. Напишите сочинение-миниатюру на ту же тему.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

                                       А.К.Толстой



 

      Скорая помощь для увлеченных филологией детей!!!

  1. решения ребята могут выслать на адрес электронной почты: krermolaeva@yandex.ru
  2. получить заочные консультации в рубрике "Есть вопрос!"
  3. получить очные консультации: 

 

    • каникулярное время: ежедневно - 9 ч. 00 минут - 11 ч. 00 минут
    • учебное время: вторник, пятница - 14 ч. 00 минут - 16 ч. 00 минут
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0