Суббота, 18.08.2018, 01:29 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

6 класс

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Почитать теорию по всем разделам русского языка можно здесь

Порешать задания школьного этапа для учащихся 1-11 классов можно здесь

Порешать задания и проверить себя учащиеся 6 класса могут здесь

Задания для подготовки к интеллектуальному марафону.
 
Комплект № 1
 
1. Даны пары слов. В каких из них слова состоят из одинаковых звуков? 
 
лес – сел, лезь – сель, лес – съел, лес – сель, лезь – сел. 
 
2. Расставить ударение в словах: 
 
Закупорить, баловать, памятуя, заржаветь, жалюзи, завидно, обеспечение, включишь, черпать, облегчить. 
 
3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали? 
 
Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить. 
 
4. Какое из этих прилагательных по составу отличается от остальных? Ответ обоснуйте. 
 
Плоский, броский, веский, пермский, майский. 
 
5. Определите, какие из данных существительных относятся к одушевлённым, какие – к неодушевлённым. Какие слова вы отнесли к двум группам? С чем это связано? 
 
Существо, полк, москвич, истребитель, туз, шпроты, матрёшка, спутник. 
 
6. Определите разряд прилагательных по значению. Какие из приведённых ниже прилагательных в данных словосочетаниях можно отнести к двум группам? В каких случаях это возможно? 
 
Тёплый шарф, звонкий согласный, музыкальные пальцы, железный характер, лисья хитрость, стальной трос, каменное лицо, собачья преданность, беличья шуба, сестрицын платок. 
 
7. К какому спряжению относятся перечисленные глаголы? 
 
Выспаться, выглядеть, вытереть, вытерпеть, выстоять, вынести. 
 
8. Определите, к какой части речи относятся слова: 
 
Трёшка, три, трое, трёхлетний, утроить, трояк, тройной, третий. 
 
9. Каким человеческим порокам соответствуют эти прозвища? Если возможно, сгруппируйте их по значению. 
 
Лентяй, пустомеля, дармоед, тунеядец, бездельник, невежа, лодырь, ротозей, разиня, невежда, разгильдяй, оболтус, олух. 
 
10. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: 
 
Попасть … в небо; с гулькин …; под горячую …; с молодых …; семи пядей во …; смотреть сквозь…; ударить … в грязь; чесать … . 
 
11. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова: 
 
Орлята учатся летать. Мне слышался знакомый шум. Он прочитал на память несколько строк. Нас не нужно жалеть. Цыплят по осени считают. 
 
12. Расставьте недостающие знаки препинания: 
 
Золото, золото падает с неба! 
Дети кричат и бегут за дождём. 
Полноте дети его мы сберём, 
Только сберём золотистым зерном 
В полных амбарах душистого хлеба! 
 
                                            А. Майков                                                     
 
13. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь». (Объем сочинения – 8 – 10 предложений).


Комплект № 2
 
I Фонетика
 
1. Выпишите слова в такой последовательности:
а) количество букв и звуков одинаковое;
б) звуков больше, чем букв;
в) звуков меньше чем букв.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок:
всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой
вещи».
 
2. Укажите, сколько раз звук [г] встречается при чтении предложения:
    На вокзале его встретил друг. 
 
3. Составьте из данных звуков и запишите их:
а) [ в'], [ц ], [ и'], [ о ],[а ]
б) [г ],[а],[ с'], [p']     
в)     [к],[ы ], [ й'], [ а ], [ з ]
 
4.  Какое слово состоит из двух звуков, а на письме обозначается 1 буквой?
 
II.Словообразование и состав слова
 
1. Определите состав слов:
Стульчик, огурчик, переплётчик, денёчек, ребёночек, огуречик.
 
2. Определите окончания у следующих существительных: Семей, батарей, свечей, углей, селёдок, булавок.
 
3. Укажите, от каких слов образованы слова и определите способ их образования:     шароподобный,       скоропортящийся,      разноязычный,      темно-зелёный, низкооплачиваемый, миномётный, кофеварочный, левобережный.
 
III. Лексика
 
1.Составьте такие словосочетания, в которых данные слова употреблялись бы в   различных лексических значениях:
Голова, смелый, отвести, пустить.
 
2. Подберите антонимы к словам:
являться, двигаться, тайный, поражение, щедрый, ласковый.
 
3. Замените прилагательные синонимами с приставками без- и бес- в следующих словосочетаниях:
Смелый человек, жестокий враг, огромное количество, пустынная степь.
 
4. Посмотрите на слова: корова, овца, собака, волк - и решите, что лишнее: 
    а) отара; б) стадо; в) табун; г) стая; д) свора.
 
5. Это можно раскрыть, а можно вывернуть. Это можно вложить, а можно вынуть. 
     Что это?     а) деньги; б) душа; в) ящик; г) тайна; д) шуба.
 
6 Чем отличается холодное молоко от холодного взгляда, загородный парк от трамвайного парка?
 
IV. Морфология
 
1 Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное» со словами: Кофе, сирень, шампунь, эскимо, такси, кино.
 
2. У какого из этих существительных: медвежонок, маслёнок, бочонок, мышонок формы множественного числа образуются не так, как у других?
   а) медвежонок    в) бочонок         д) у всех слов формы множественного числа
   б) маслёнок        г) мышонок        образуются одинаково.
 
V. Орфография
 
1 Спишите слова в три столбика, вставляя пропущенные буквы после шипящих е,ё, о: 
Ч...лка, ш...птать, ш....роховатый, ш...винист, ш...пот, капюш...н, борж...ми, тяж... лый, уч...т, ш... фёр, ж... нглировать, щ... голь, ш... колад, пиж... н, никч... мный, подж... г, подж...г дома, ш... лк, ч...ткий, ш... рох, печ... нка,  девч... нка.
 
VI. Синтаксис и пунктуация
 
1. Какие способы передачи чужой речи вы знаете?
    Приведите примеры передачи одного высказывания разными способами.
 
2. Исправьте ошибки в постановке запятой:
    а) Воздушный шар, который выпустил из рук, мальчик через минуту был     уже над верхушкой дерева.
    б) По дороге, по которой промчался автомобиль босиком, бежал Мишка.
    в) По дну речушки, которая бежала по камням задом наперёд, двигался рак.
 
VII. Орфоэпия
Костя шепелявит произносит "ш" вместо "с" и "щ"
Какое из произнесённых Костей слов можно понять тремя разными способами? 
а) крыша; б) прощение; в) широта; г) плющ; д) штопка
 
VIII. Темы для сочинения-рассуждения (на выбор):
 
1.  «Мать - самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное» 
2.  «Самая трудная вещь - требование к себе»
3.  «Совесть - верный руководитель жизни людей» (Л. Толстой)


Скорая помощь для увлеченных филологией детей!!!

 

  1. решения ребята могут выслать на адрес электронной почты: krermolaeva@yandex.ru
  2. получить заочные консультации в социальной сети  "Вконтакте" на странице класса
  3. получить очные консультации: 

 

 

    • каникулярное время: ежедневно - 9 ч. 00 минут - 11 ч. 00 минут
    • учебное время: вторник, четверг - 14 ч. 00 минут - 16 ч. 00 минут
 
 
 
 
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0