Четверг, 22.02.2018, 11:56 | Приветствую Вас Гость

Р О - В Е С Т Н И К

Главная » 2012 » Август » 4 » Анализ эпического и драматического произведения в 9-11 классах
22:38
Анализ эпического и драматического произведения в 9-11 классах
 Тематика
 
1. Сформулируйте тему произведения. Есть ли историко-биографическая основа? В чем она заключается?
2. Определите значение этой темы для времени создания произведения.
3. Была ли тема дискуссионной? 
4. Опишите видение темы автором, отличие его позиции от современников; характерность его позиции для его времени.
5. Уясните эволюцию отношения автора к теме.
6. Выделите приемы и средства раскрытия данной темы.
 
 Проблематика
Систематизируйте проблемы. Выделите проблемы: 
 
1. экономические;
2. социальные;
3. этические;
4. психологические;
5. философские;
6. политические;
7. проблемы культуры и эстетики и т. д.
 
Укажите значимость проблематики для современников автора.
 
Охарактеризуйте видение автором этой проблематики.
1. На каком материале поставлены эти проблемы автором?
2. Охарактеризуйте разрешение проблем автором.
 
 
 Система персонажей
1. Выясните, объединены ли образы в систему.
2. Выделите главных героев и объясните, почему они главные.
3. Какие персонажи могут быть названы второстепенными? Как они соотносятся с главными?
4. Что можно сказать об эпизодических персонажах? Для чего они изображаются автором?
5. По каким принципам и с помощью каких приемов противопоставляются и сопоставляются герои?
 
 
 
 Образ главного героя
 
1. Проанализируйте приемы и средства создания образа.
2. Имя персонажа ("говорящее”; поэтичное или простонародное; исторические и литературные аналогии на уровне имен; прозвище; отсутствие имени).
3. Портрет персонажа (подробный или краткий; психологический или социально-характерный; элементы шаржа, гротеска; приемы овеществления, анимализации и др.).
4. Речь персонажа (сложность синтаксиса; богатство словарного запаса, образность речи, частотность употребления тропов, пословиц, поговорок, цитат; ритм речи, наличие или отсутствие восклицаний, риторических вопросов).
5. Бытовые детали (описание предметного мира как средство раскрытия характера или средство социальной характеристики героя; отсутствие изображения предметного мира).
6. Введение в повествование образов животных.
7. Пейзаж (выражение минутного настроения героя; средство раскрытия характера и др.).
8. Место героя в системе персонажей.
9. Экспозиция героя (информация о его прошлом, о становлении его характера).
10. Степень участия героя в конфликте. Поступки и их мотивы.
11. Сны персонажа.
12. Упоминания о книгах, которые читает герой.
13. Символы (условные знаки, в которых сконцентрирован основной смысл образа).
14. Авторское сопоставление героя с историческим лицом или персонажем другого автора.
15. Авторская характеристика героя.
16. Характеристика героя другими персонажами.
17. Мнение персонажа о самом себе.
18. Эпиграф как характеристика персонажа
19. Название произведения как характеристика персонажа.
20. Для чего автор создал этот образ?
 
 
 Система конфликтов
 
1. Перечислите конфликты в данном произведении и выделите конфликты подлинные и мнимые.
2. Определите характер конфликтов:
а) экономические, 
б) социальные, 
в) этические, 
г) психологические, 
д) философские, 
е) политические, 
ж) эстетические и т.д.
 
3. Укажите жизненную основу конфликтов в данном произведении.
4. Выявите основной конфликт и аргументируйте свое решение.
5. Определите особенности экспозиции как подготовки к возникновению конфликта.
6. Укажите моменты завязки, кульминации и развязки конфликта.
7. Оцените степень актуальности конфликта для времени создания произведения.
 
 Сюжет и его композиция
 
1. Определите основу сюжета данного произведения.
2. Выделите основные сюжетные линии.
3. Выделите побочные сюжетные линии, осложняющие развитие сюжета.
4. Определите экспозицию, завязку, эпизоды развития действия, кульминацию, развязку и эпилог.
5. Как раскрываются характеры героев в сюжете?
6. Выступает ли сюжет средством раскрытия проблемы?
7. Каковы особенности композиции сюжета? Сопоставьте сюжет и фабулу.
8. Осложнена ли композиция сюжета включением пролога, лирических отступлений, вставных рассказов или обрамления?
9. Композиционное построение произведения
 
 Определите жанр произведения.
 
1. Охарактеризуйте состав произведения (сколько в нем частей, какие это части).
2. Опишите соотношение частей друг с другом, включая определение количества, характера и соотношения друг с другом разных планов повествования.
3. Соответствует ли композиция произведения авторским задачам?
4. Как соотносятся сюжетные линии с прологом, лирическими отступлениями, вставными рассказами, обрамлением? Какова роль внесюжетных элементов в раскрытии авторского замысла?
5. Укажите особые композиционные приемы (принцип "зеркальности”, кольцевую структуру) и определите их значение.
6. Хронотоп произведения
7. Опишите особенности художественного пространства (топологии).
8. Охарактеризуйте особенности художественного времени (хронологии).
9. Определите тип хронотопа-доминанты.
10. Перечислите другие хронотопические ценности, входящие в хронотоп.
11. Какова взаимосвязь времени и пространства в произведении?
12. Какова взаимосвязь между хронотопом и характером (типом) героя?
13. Составьте карту художественного мира произведения (карту путешествий героя).
 
 
 Язык литературного произведения
 
1. Выделите и охарактеризуйте использованные в произведении поэтические приемы (тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, гиперболы, литоты, оксюмороны и др.).
2. Выделите и охарактеризуйте использованные в произведении лексические ресурсы художественной речи (общеупотребительная лексика, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, варваризмы, макаронизмы, жаргонизмы и др.).
3. Выделите и охарактеризуйте использованные в произведении поэтические фигуры (повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание).
4. Выделите и охарактеризуйте синтаксические и мелодические особенности произведения.
5. Обусловлен ли выбор изобразительно-выразительных средств для раскрытия идеи произведения?
 
 Родовидовая и жанровая специфика произведения
 
1. Определите родовую принадлежность произведения.
2. Определите вид произведения
3. Укажите жанр произведения.
4. Используется ли в произведении родовидовой или жанровый синтез?
 
 Идейный мир
 
1. Укажите авторские оценки (активное авторское избирательно-пристрастное отношение к изображенному).
2. Опишите авторский идеал (представления писателя об идеальной личности и высшей норме человеческих отношений).
3. Каково идейно-эмоциональное отношение автора к герою (героям)?
4. Какова идейно-эмоциональная ориентация героя (героев)?
5. Сформулируйте художественную идею произведения.
6. Каков пафос произведения?
 
 
 Черты литературного направления в произведении
 
1.      Укажите основные черты данного направления: 
а) концепцию личности; приемы и средства типизации персонажа;
б) особенности взаимоотношений героя и среды; приемы и средства типизации среды;
в) конфликты, характерные для данного направления;
г) жанры, характерные для данного направления;
д) особенности стиля.
 
2.      Какие черты произведения свидетельствуют о его принадлежности данному направлению?
3.      Встречаются ли в произведении черты, свойственные другим направлениям? Охарактеризуйте их.
 
 Итог
Каково место произведения в творчестве автора и в литературном процессе?
Категория: Анализ | Просмотров: 1505 | Добавил: зигзаг | Теги: анализ | Рейтинг: 2.4/7
Меню сайта
Категории раздела
Почитай-ка [21]
Книги, которые стоит прочитать каждому
Анализ [8]
Анализ произведений
Видеослово [2]
Дневник [6]
отзывы, правила ведения дневника, приложения
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • РО - ВЕСТНИК
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0